Схема вех, или После исторического материализма (1995)

Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». № 14, апрель 1995. С. 15 – 17

Историческая наука в странах бывшего СССР переживает кризис в связи с утратой историческим материализмом роли универсальной и всеобъясняющей теории. В сознании или подсознании многих историков живет стремление заполнить образовавшийся методологический вакуум - через попытки вычленить "здоровое ядро" марксистской теории, заимствовать одну из альтернативных концепций или сосредоточиться на уровне чисто эмпирических исследований в надежде, что древо новой теории прорастет на их почве само собой. Ситуация усугублена тем, что и на Западе характерны симптомы кризиса истории, вызванного пресыщением эмпирикой при отсутствии удовлетворяющей всех общей теории.

Ниже предлагается попытка обозначить вехами основные направления, перспективные, по нашему мнению, для движения к новой теории. Большой потенциал содержит заимствование подходов, зарекомендовавших себя в других науках, Прежде всего - это системный подход с его специфическим кругом понятий (элемент, структура, функция, подсистема, среда и т. п.) и методическим аппаратом (декомпозиция, системный анализ, моделирование). Поскольку историк имеет дело с особо сложными системами, необходимо использование приемов, применяемых для исследования таких систем в семиотике, информатике и общей теории систем. В частности, назрел отказ от характерных для классового подхода понятий "главных" и "второстепенных" элементов, речь может идти скорее о диагностических параметрах. Перспективны статистические приемы описания состоянии системы (через ранговые распределения и др.).

Особенностью социальных систем является то, что они не только сложные, но и самоорганизующиеся. Поэтому оправдано заимствование методов и идей синергетики, т. е. введение понятий открытой системы, энергетического уровня, фазового перехода, синергии и т. п., и в первую очередь - энергии системы как меры ее состояния. Речь идет не только о механической энергии, доступной индивидам и сообществам для достижения их целей (в этом смысле она эквивалентна привычному понятию уровня развития производительных сил). Видимо, предстоит освоить и понятие психической энергии, вступив таким образом в сферу этологии, психологии и физиологии высшей нервной деятельности. Источником действий субъекта истории является энергия нервных импульсов, которая может быть выражена количественно. Реализуя свои побуждения, он расходует эту энергию. Если же побуждение не может быть реализовано, то его энергия не "рассасывается", а трансформируется в другие побуждения, пока не находит возможность разрядки. Состояние общества может быть охарактеризовано суммарным зарядом психической энергии, накопленной его членами при невозможности разрядки через естественные побуждения.

Не менее важно понятие информации в форме признанных фактов (не обязательно истинных), алгоритмов поведения и запретов, находящихся в распоряжении общества. С одной стороны, она наряду с уровнем механической энергии является одним из компонентов уровня производительных сил, с другой - фактором накопления психической энергии и посредником при ее превращении в механическую.

Задачей историка должен стать поиск средств количественного выражения указанных понятий, чтобы затем строго описать зависимость энергетико-информационного состояния системы и способа ее структурной организации. В этом смысле переход на новую стадию общественного развития (скажем, возникновение классового общества) можно трактовать как синергетический фазовый переход, вызванный тем, что энергетико- информационный уровень системы (развитие производительных сил плюс накопление заряда нереализованной психической энергии) превысил пороговое значение. "Двигателями прогресса" при этом выступают изначальная познавательная активность индивидов, преобразующая энергию потребляемой ими пищи в информацию, и невозможность реализации некоторых естественных побуждений, приводящая к росту психоэнергетического потенциала.

Зависимость энергетико-информационного уровня и форм структурной организации явно неоднозначна, что предполагает использование методов теории вероятностей - в частности, стохастических моделей и понятия точек бифуркации. И в целом реализация такого подхода возможна только в форме математических или компьютерных моделей, т. е. предполагает исчезновение пропасти между гуманитарными и естественными науками. Соответственно возрастают требования к профессиональной подготовке историка. Поэтому можно смело сказать, что переход к новой исторической науке либо произойдет в русле исторической информатики, либо не произойдет вовсе. Но если это все же случится, то со временем откроется перспектива не только для точного описания уже произошедших событий, но и для надежного предсказания предстоящих, в конце концов - для целенаправленного конструирования будущего, на что столь безуспешно претендовал исторический материализм.