Великое княжество Литовское – колыбель белорусского этноса

Существенные изменения произошли в Восточной Европе в результате монгольского нашествия, которое прервало последовательный процесс развития древнерусской цивилизации. На протяжении 1237–1239 гг. монголы завоевали Северо-Восточную Русь и Черниговскую землю, в 1240 г. – Киев и Южную Русь. Последствия этого завоевания оказались очень тяжелыми. Большинство древнерусских земель попало в завиисмость от Золотой Орды – государства, созданного монгольскими ханами в причерноморских и поволжских степях. Это приостановило контакты с Западом.

Белорусские земли целиком или почти целиком избежали такой зависимости, но это было достигнуто за счет разрыва с прежней традицией, основанной на власти династии Рюриковичей. Вместо этого в княжествах Понеманья, а затем и в Полоцке утвердилась династия литовского происхождения. Дальнейшее развитие этих земель было мало связано с явлениями и процессами на территориях, контролируемых Ордой. Фактически в этот момент были сделаны первые шаги на пути формирования самостоятельного белорусского этноса, хотя путь этот растянулся не на одно столетие.

ВКЛ с самого начала формировалось как двухэтничное государство, в состав которого вошли племенные балтские княжения и ряд русских княжеств, которые в период между 1245 и 1250 гг. признали власть Миндовга – владельца Литовской земли в узком смысле. Этот талантливый политик добился доминирования в политическом союзе литовских княжеств и в противодействии экспансии крестоносцев распространил свою власть на часть территории ятвягов, куршей, земгалов и селов. На протяжении нескольких следующих десятилетий Новогородская земля, этническая Литва и прилегающая часть ятвягов прочно сохраняли политическое единство, в то время как Полоцкая земля и Жемайтия временно отрывались от него. Наибольшее расширение государства, достигнутое Миндовгом в 1260–1263 гг., было окончательно восстановлено Витенем на рубеже XIII – XIV вв.

В этот период наметилось активное взаимопроникновение балтского и восточнославянского этнических массивов. На их пограничье формировалась обширная смешанная зона, значительная часть которой охватывала территорию современной Беларуси. Особенно показательно распространение культуры каменных могил, западнобалтской по происхождению. Она сформировалась в ХІІ–ХІІІ вв. в процессе эволюции культуры каменных курганов. Характерный для нее погребальный обряд прослеживается в окрестностях Слонима, Новогородка, бассейне неманской Березины и верхней Вилии, откуда эпизодически проникает даже в верховья Березины днепровской.[1]Это позволяет говорить о довольно массовом расселении на землях ВКЛ ятвягов и пруссов, исходный ареал которых во второй половине ХІІІ в. был завоеван Тевтонским орденом. С этим расселением, а также с последующей ассимиляцией части носителей культуры восточнобалтских курганов можно связать повышенную концентрацию гаплогруппы N1c в Гродненской области.

Рис. 30. Карта распространения каменных могильников на территории Беларуси [по А.В.Квятковской: Квятковская А. В. Ятвяжские могильники Беларуси ( XI–XVII вв.). Вильнюс, 1998. С. 202]

 

На протяжении 1315–1377 гг. власть литовских князей Гедимина и Ольгерда распространилась на всю территорию Беларуси. В этот период правящая литовская династия придерживалась язычества, что давало основания Тевтонскому и Ливонскому орденам проводить агрессивную политику. Противостояние этой агрессии было одним из главных направлений политики ВКЛ, что несомненно ограничивало приток инноваций с Запада. Вторым направлением была экспансия на Руси, где ВКЛ небезуспешно выступало объединительным центром для раздробленных княжеств. Ради этого и Гедимин, и Ольгерд придерживались веротерпимости, старательно поддерживая баланс между языческой и православной частями государства. Православная церковь имела достаточно высокий статус и пользовалась государственной поддержкой.

При Ольгерде началось военно-политическое противостояние между ВКЛ и другим объединительным центром, который возник в северо-восточной части древнерусской территории – вокруг Москвы. Сосуществование этих центров привело к формированию двух самостоятельных этносов, которые одинаково пользовались старым этнонимом «русские». От одного из них происходит титульная нация современной России, от второго – белорусы и украинцы.

В 1385 году произошло не менее важное событие – династическая уния между ВКЛ и Польским королевством. Вскоре католицизм стал официальной государственной религией. Это включило Беларусь и Украину в сферу влияний западноевропейской цивилизации, еще более отдаляя их от других частей Руси.

В начале правления Витовта, в 1390-е гг. были сделаны существенные шаги к централизации власти в руках великого князя. Ряд удельных княжеств преобразован в наместничества. Правда, этот процесс не был бесповоротным. Время от времени создавались новые уделы, но в целом государственное управление все увереннее строилось на новых основах. На месте ряда упраздненных уделов (в том числе в Полоцке, Витебске, на Волыни, в новоприобретенном Смоленске) наместничества получили права отпределенной автономии, закрепленные в так называемых «земских привилеях». Позднее такой же статус получила Жемайтия, возвращенная в состав ВКЛ после победы над Тевтонским орденом. Такие полусамостоятельные единицы традиционно назывались «землями» в отличие от остальной территории, в 1413 г. разделенной на два воеводства: Виленское и Трокское.

Первые десятилетия после Кревской унии знаменовались нарушением равновесия между литовской и русской частями ВКЛ. Литовская знать, перешедшая из язычества в католичество, пользовалась гораздо большими правами, чем православные, которые испытывали откровенную дискриминацию. Это послужило почвой для ожесточенного конфликта, который разразился вскоре после смерти Витовта, в 1432–1437 гг. Его преемник Свидригайла пользовался поддержкой региональных элит православного вероисповедания и преимущественно русского происхождения. Это вызвало недовольство части этнически литовской знати, ставленником котрой стал младший брат Витовта Жигимонт. Противостояние между ними белорусско-литовские летописи изображают как конфликт Литвы и Руси: «Литва жь посадиша великаго князя Жидимонта Кестутевича на великое княженье на Вилни и на Троцех. И ... посадиша князя Швитрогаила на великое княженье Руское. ... Князь великии Швитригаило собра силу многу рускую и поиде на Литву, и повоеваша Литовьскои земли множество».[2]Для преодоления конфликта понадобились усилия по консолидации литовской и русской знати, частичное уравнение православных в правах с католиками.

Тем не менее политика опоры преимущественно на католическую знать сохранялась и в период долгого правления Казимира Ягайловича (1440–1492). Именно в это время в результате целенаправленной государственной политики сформировался основной комплекс земельных владений как католической церкви (прежде всего Виленского епископства), так и новой аристократии – панов литовского происхождения, которые по условиям Городельского привилея 1413 г. получили исключительное право занимать высшие государственные должности. Вместе с образованием более 80 католических приходов это радикально изменило конфессиональную и землевладельческую структуру на землях Беларуси и восточной Литвы, после чего ее основные черты сохранялись очень устойчиво.

Рис. 31. Распространенение католического влияния на Беларуси. 1387-1480 гг. (карта автора из издания: Гістарычны атлас Беларусі. Т. 1: Беларусь ад старажытных часоў да канца XVIII ст. Варшава, 2008. С. 70).

В конце XV – первой половине XVI в. геополитическое положение ВКЛ существенно ухудшилось. С востока оно испытало натиск со стороны новой централизованной державы – Великого княжества Московского (впоследствии Русского царства). Пользуясь тем, что в этом государстве сохранила власть династия Рюриковичей, ее представители объявили себя единственными правопреемниками древней Руси и начали небезуспешную борьбу за ту часть ее территории, которая уже более столетия принадлежала ВКЛ. Одновременно на юге образовалось еще одно сильное и агрессивное государство – Крымское ханство. Оно возникло на части территории распавшейся Золотой Орды и претендовало на роль ее преемника. Крымские татары осуществляли частые набеги на земли ВКЛ, но ради грабежа, а не территориальных захватов.

 Этот период оказал сильное воздействие на самосознание жителей русской части ВКЛ. То, что этнически близкие жители Московского государства долгое время выступали в качестве основных политических противников, содействовало восприятию их как иного этноса. При этом население Беларуси и Украины считало русскими именно себя, а выходцев из Московского государства воспринимало как «московцев». Те же, в свою очередь, себя считали русскими, а жителей ВКЛ – «литвинами».

С другой стороны, ориентация на преимущественно южное, антикрымское направление военной активности и контакты с татарами создавала условия для обособления жителей Подолья, Волыни и Киевщины. Вскоре, когда на юго-восточной окраине этих земель началось формирование казачества, это привело к возникновению «украинного» (украинского в современном понимании) самосознания.

Последствия этих глубинных процессов проявились в период Люблинской унии 1569 г., когда ВКЛ оказалось в критическом положении. Военные поражения от Русского царства в ходе Ливонской войны диктовали необходимость более тесной интеграции с Польским королевством, которое обуславливало военную помощь требованием полной инкорпорации ВКЛ. В этой сложной ситуации шляхта украинских и белорусских земель повела себя по-разному. Сеймики Подляшья, Волыни, Подолья и почти всего Киевского воеводства последовательно проголосовали за прямое вхождение в состав Польского королевства, т.е. полностью приняли условия поляков. Депутаты от белорусских воеводств, включая и шляхту Мозырского повета Киевского воеводства, держались более стойко и в конце концов добились унии на условиях федерации, при которых ВКЛ сохранило собственную казну, законодательство и армию.

В результате Люблинской унии два государства объединились в одно – Речь Посполитую (дословный перевод латинского Res Publica – общее дело). Чтобы подчеркнуть его двуединый характер, некторые авторы именуют его «Речь Посполитая Обоих Народов», хотя в решениях Люблинского сейма такое название не присутствует. ВКЛ сохранилось в его составе в сильно урезанном виде, лишившись всех территорий, которые высказались за прямую инкорпорацию. Тем самым оно состояло отныне исключительно из литовских и белорусских земель, и вряд ли случайно, что южная граница прошла почти точно по будущей этнической границе между белорусами и укрианцами. Выбрав разные условия вхождения в Речь Посполитую, предки этих народов тем самым создали условия для их окончательного обособления. Дальнейшая история русского населения ВКЛ – это уже история непосредственно формирующегося белорусского этноса, в ходе которой окончательно сложились те этнографические и языковые черты, которые впоследствии были осознаны как белорусские. Эногенез закончился, началась этническая история.

Впрочем, сложение белорусской нации в современном понимании завершилось лишь на протяжении ХХ века, с появлением литературного языка, общего информационного и экономического пространства, национального самосознания и, в конце концов, собственного суверенного государства. Но это уже отдельная тема. 


[1]Зверуго Я. Г. Верхнее Понеманье в IX–XIII вв. С. 30–42; Квятковская А. В. Ятвяжские могильники Беларуси (к. ІХ–XVII вв.). Вильнюс, 1998.

[2]Полное собрание русских летописей. Т. 35. Белорусско-литовские летописи. М., 1980. См. также: Беларускія летапісы // Старажытная беларуская літаратура: Зборнік. Мн., 1990.